Тропа раздора

Блог путешествий. Современный туризм. Обзор стран и городов

Тропа раздора

Тропа раздора

В Кавминводах вокруг будущего супервелотерренкура разгорелись бурные споры

Текст: Роман Кияшко (Ставропольский край)

В курортном регионе готовятся приступить к реализации проекта «Кавминводский велотерренкур». Новый туристический маршрут свяжет города-курорты Лермонтов, Минеральные Воды и Железноводск, сделает доступнее здешние достопримечательности. Однако выяснилось, что у проекта имеется немало противников. Причем на интернет-платформе общественных инициатив и обращений даже появилась петиция с требованием тщательной проработки вопроса о целесообразности этого объекта.

Оказывается, несколько лет назад для него из Бештаугорского заказника были выведены участки общей площадью более 200 гектаров. Оппоненты сразу же заявили, что прокладка такой тропы может нарушить уникальную экосистему и перекрыть пути миграции животных. Похожую точку зрения высказали и побывавшие в крае эксперты Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека.

«Рекомендуем отказаться от планов устройства велотерренкура, предусматривающих расширение существующих дорог на особо охраняемых природных территориях, а также укладку асфальта на участках, где он отсутствует», — говорится в отчете СПЧ.

Местные власти считают эти опасения преувеличенными и планируют в скором времени приступить к строительным работам. По словам губернатора Ставрополья Владимира Владимирова, города КМВ единая сеть дорог для двухколесного транспорта может связать уже к 2023 году. Это привлечет новых туристов, а значит, даст дополнительные средства на развитие всего курорта.

— Сейчас идет активное общественное обсуждение проекта, впереди — серия экспертиз. В зависимости от их итогов, а также мнения жителей КМВ любые параметры терренкура могут быть скорректированы, — говорит глава региона.

Но, вне зависимости от итогов и мнений, строительство никто не собирается отменять. Работы, на которые правительство страны уже выделило более 2,8 миллиарда рублей, хотят начать в следующем году.

Кстати, на минувшей неделе общественные слушания прошли сразу во всех трех городах — Минеральных Водах, Лермонтове и Железноводске. Было решено создать общественный экологический совет, в который может войти любой желающий. При этом глава Железноводска Евгений Моисеев, например, призвал активнее включаться в обсуждение конкретных деталей, «а не просто сотрясать анонимными восклицаниями воздух в социальных сетях».

Читайте также  Деревенские страдания

— Турпоток на Северный Кавказ растет каждый год, а новый терренкур станет самой протяженной экологической велотропой в Европе. Во время строительства мы постараемся максимально сохранить природный рельеф, а маршрут сделать комфортным для велосипедистов с любым уровнем спортивной подготовки, — пообещал мэр. — Кроме того, реализация проекта поможет улучшить инфраструктуру всего региона КМВ.

В одном лишь Железноводске, по словам мэра, удастся полностью восстановить и реконструировать длинные терренкуры до горы Развалки, Каскадной лестницы и поселка Новотерского, от «Западного» бювета до горы Железной и к санаторию Русь. Здесь поставят новое освещение и приборы видеонаблюдения, приведут в порядок туристические домики, устроят новые места отдыха с нестационарными кафе и павильонами для защиты от дождя с розетками для телефонов, проведут бесплатный Wi-Fi, а также восстановят питьевые бюветы на всем пути.

Недавно в поддержку проекта по уже существующим в городе участкам терренкура состоялся массовый велопробег.

В нем участвовал ставропольский видеоблогер и путешественник Никита Пешков. Корреспонденту «РГ» он рассказал, что, по его мнению, сам проект — это дело решенное. Возможно, будут какие-то изменения после экспертиз или под напором критики. Но в целом юридических препятствий нет.

— Маршрут пролегал по 11 километрам старых разбитых терренкуров в Железноводске, — рассказал корреспонденту «РГ» Пешков. — Получилась демонстрация в поддержку будущих планов: заброшенные, но явно перспективные территории вполне можно превратить в ухоженные и привлекательные места для гостей и жителей курорта. В то же время по-прежнему многие возмущаются: зачем закатывать терренкур в асфальт? Это довольно сложный вопрос. Лично я люблю кататься и по асфальту, и по бездорожью. Вполне понятны доводы тех, кто говорит, что сейчас, например, кольцевая дорога вокруг горы Бештау интересна тем, что там нет избытка признаков цивилизации. Дорога как бы и есть, но кататься по ней интересно из-за камней, корней и возможности съехать на совсем уж экстремальные трейлы и тропки.

Читайте также  Ilta-Sanomat (Финляндия): из России все чаще пытаются нелегально попасть в Финляндию и Эстонию

Однако, продолжает Никита, идея велотерренкура в том, чтобы «продать» уникальные виды как можно большему количеству туристов. А добраться в такие места без хорошего дорожного покрытия смогут далеко не все.

Фактически и сторонники проекта и его противники согласны: в регионе КМВ явно требуется объект, который бы связал курортные города и достопримечательности единой туристической дорогой. Вопрос только в том, как воплотить в жизнь такую идею. И перед тем, как начнется стройка, власти и общественники, в том числе экологи, должны найти устраивающее всех компромиссное решение. Ведь спорных моментов в этом проекте предостаточно.

Горы помогут

Терренкур используется для санаторно-курортного лечения с дозированными физическими нагрузками в виде пешеходных прогулок, восхождений в гористой местности по определенным, размеченным маршрутам. По мнению медиков, это отлично развивает выносливость, улучшает работу сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, стимулирует обмен веществ, нервную активность, а также тренирует мышцы конечностей, туловища, стимулирует обмен веществ.

Кстати, самые известные и протяженные терренкуры России находятся именно в Кавминводах. Так, в Кисловодске их общая длина составляет более 30 километров. Известны и терренкуры в Железноводске, самый длинный из которых около восьми километров. Правда, последний раз их ремонтировали еще в советские годы. Именно они и станут основой огромного проекта.

Урановый тупик?

Нельзя не отметить еще одну особенность этих мест, на которую не обращают внимание власти, но не перестают указывать общественники и противники велотерренкура: это технологическое обустройство инфраструктуры будущего объекта. Здесь появятся не только дорожки, но и камеры видеонаблюдения, обзорные площадки, многочисленные торговые павильоны, то есть вдоль всего маршрута придется рыть траншеи для прокладывания линий электропередачи и кабеля для интернета. А ларьки надо устанавливать на армированные бетонные конструкции. И вот тут, предупреждают экологи, строителей поджидает довольно неприятная ловушка.

Читайте также  Дубай, ОАЭ. Российский туроператор TEZ-tour сообщил об открытии продаж туров на зимний сезон в Объединенные Арабские Эмираты, представив полный набор прямых регулярных рейсов. Среди предложений – туры с вылетом из Москвы, Казани, Ростова-на-Дону и Новосибирска, а также рейсы со стыковкой - из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, и Уфы.

— Дело в том, что в недрах Бештау, а также соседних горах-лакколитах содержится урановая руда. Недаром еще не так давно здесь вели разработку урана. Потом рентабельность добычи упала и шахты законсервировали. Но источники ионизирующего излучения никуда не делись, — утверждает общественник Евгений Ефремов.

Недавно в соцсетях появился ролик: группа экологов прошлась по будущему велотерренкуру и замерила уровень радиации. Выяснилось, что местами он выше 160 микрорентген в час — то есть более чем в три раза выше нормы. У авторов видео возник резонный вопрос: если такие показания на поверхности, то что будет, когда рабочие углубятся в почву?

Увы, пока от властей ответа не последовало. Не исключено, что данные не совсем верны, но снять подобные опасения все же необходимо.

Мнение

Кирилл Кузьмин, уполномоченный по правам предпринимателей Ставрополья:

— С появлением велотерренкура возникнет большое количество ниш для появления самых разных микро- и малых бизнесов: от велоиндустрии до индустрии гостинично-ресторанного бизнеса. Очевидно, что строительство большой велодороги приведет значительное количество новых гостей в регион КМВ. И это будут качественно другие туристы. Те, кого мы сейчас здесь почти не видим: средний класс из мегаполисов РФ в возрасте 27-45 лет. Они готовы приезжать отдыхать просто на выходные, а не на несколько недель. Сегодня это очень перспективный сегмент мирового туристического рынка.